Главная Ресурсы Пример из практики: Вынос песка
Пример из практики
Спектральная шумометрия выявляет интервалы выноса песка и позволяет недропользователю оптимизировать эксплуатацию скважин
Номер документа: CS017

Задача

В процессе эксплуатации нефтяной или газовой скважины из пласта в ствол могут поступать твердые частицы, например, частицы песка или проппанта, закачанного в скважину в ходе гидроразрыва. Опреде­ление источников выноса твердых частиц (в данном случае песка), поступающих в скважину, является первоочередной мерой регулирования данной проблемы.

 

Наклонно-направленная скважина рас­положена на крупном месторождении в Южно-Китайском море. Скважина была закончена бурением и введена в эксплуатацию в 2010 году; в августе 2017 года на скважине был обнаружен вынос песка при расходе 120 см3/час, в результате чего скважина была остановлена. Недропользователем была поставлена задача выявить и устранить источники выноса песка в скважине для возобновле­ния добычи.

CS017 Sand Flow_well sketch_Ru
Сервис «Вынос песка» определяет интервалы выноса песка или проппанта в ствол скважины, при этом рассчитывается количество выносимого песка, в том числе в условиях турбулентного потока в скважине.

Решение

Комплексное исследование для определе­ния интервалов притоков флюида и песка в скважину включало в себя метод высоко­чувствительной спектральной акустики и высокоточной термометрии. Недрополь­зователь выбрал предоставляемый TGT сервис «Вынос песка» для определения интервалов поступления частиц песка в ствол скважины и качественной оценки на основе их подсчета. Сервис осуществляет­ся диагностической системой «Истинный поток» с применением технологии Chorus.

 

Chorus определяет интервалы выноса пе­ска путем фиксации сигналов, производи­мых при ударении твердых частиц о корпус акустического прибора. Акустические данные анализировались во временной области, при этом были зафиксированы специфические сигналы, связанные с пер­вичными ударами твердых частиц (песчи­нок) о корпус прибора.

 

Порядок геофизического исследования требовал проведения замеров в двух различных установившихся рабочих режимах: на штуцере 40/64” (эксплуатационный ре­жим 1) и 26/64” (эксплуатационный режим 2).

CS017 Sand Flow_LogPlot_Ru
Акустические данные, записанные в скважине для выявления источника выноса песка.

Результат

В данной скважине наибольшее количе­ство интенсивных ударов частиц песка о корпус прибора зафиксировано в интерва­ле перфорации Зоны 3 во время эксплуата­ционного режима 1 (Рис. 1). Частота ударов в данном интервале составила 60 частиц в секунду, а объем песка, выходящего на устье, варьировался от 40 до 60 см3/час. При снижении депрессии (эксплуатацион­ный режим 2) частота первичных ударов частиц песка в Зоне 3 сократилась до 40 частиц в секунду.

 

В результате диагностики скважины было определено, что некоторые из зарегистри­рованных сигналов были вторичными и производились частицами песка, содержа­щимися в турбулентном потоке газа и воды по стволу, а не выходящими из пласта. Их энергия и количество значительно ниже, чем у ударов, зафиксированных в Зоне 3. На панели «Энергия соударения» они отображены в виде синих точек.

 

На основании спектрального анализа аку­стических данных было установлено, что основная добыча газа поступает из Зон 1 и 2, но выноса песка из этих интервалов не обнаружено. Зона 3 является единствен­ным интервалом выноса песка в данной скважине.

 

Определение интервала поступления пе­ска на различных режимах работы скважи­ны позволило недропользователю опре­делить и установить оптимальный режим работы, при котором негативный эффект от выноса песка был сведен к минимуму.

Home Resources Case Study Sand Flow
Case study
Identification of sand-producing intervals enables operator to optimise well operations
Resource ID: CS017

Challenge

Solid particles can be transported from the reservoir into the wellbore when an oil or gas well is flowing. These particles may be natural solids such as sand grains or proppants that were injected into the reservoir during hydraulic fracturing. Identifying the sources of solids entering a well is a vital first step to controlling the problem.

 

This well is a deviated producer in a giant natural gas field in the South China Sea. Drilled and put on production during 2010, the well was found to be producing sand at about 120 cm3/hr in 2017, which resulted in the well being shut in. The operator wanted to identify and eliminate the sources of sand and resume production.

Sand-Flow-well-sketch
Well sketch shows a range of scenarios where sand is entering the well, that Sand Flow can evaluate.

Solution

The integrated programme and method used to assess fluid and sand inflows, combined high-sensitivity spectral acoustic logging and high-precision temperature measurements. The operator selected TGT’s Sand Flow product to characterise sand production. Sand Flow is designed to identify the locations where sand enters the wellbore and to provide a qualitative assessment of sand count. It is delivered by the True Flow diagnostic system using the Chorus acoustic platform together with high-precision temperature measurement.

 

Chorus locates sand production intervals by detecting the signals generated by solid particles striking the housing of the acoustic logging tool. The acoustic data was analysed in a time domain and the specific signals associated with primary strikes of solid particles (sand grains) against the tool housing were identified.

 

The programme and method for acquiring data required two different steady state production regimes: with the choke 40/64 in. (flowing regime 1) and 26/64 in. (flowing regime 2) to find the optimum well operating regime.

Sand-Flow-Logplot
Acoustic data output, used for detecting the sand production source

Result

The highest number of high-energy sand grain strikes against the tool housing was registered opposite the zone 3 perforation interval during the flowing 1 regime (See logplot). Strikes across this interval reached 60 grains/s and the volume of sand produced at surface varied from 40 to 90 cm3/h. Reducing the pressure drawdown (switching to the flowing 2 regime) reduced the number of primary sand grain strikes at zone 3 to 40 grains/s.

 

Some (secondary) sand grain strikes were caused by sand grains in a turbulent gas-water flow along the wellbore and not by lateral sand production flow from the reservoir. Their energy and number are much lower than those of strikes recorded at zone 3. These are shown as blue points on the sand energy panel.

 

Based on the spectral analysis of the Chorus acoustic data, it was determined that zone 1 and zone 2 were the main contributors of gas production, but these intervals were not found to be the sources of sand production to the surface. Zone 3 was found to be the only sand producing interval knowing the sand entry location at different well operating regimes, the operator was able to determine and implement an optimum well operating regime that minimised the impact of sand production.